Johann Sebastian Bach

Всем известно, что И. С. Бах (1685—1750) — гениальный композитор. Я тоже об этом знал, конечно, но только теоретически, пока Даглас Хофштадтер не объяснил мне всё конкретно. Перескажу своими словами, используя материалы проекта Mutopia. Прошу прощения заранее у знатоков музыки за возможные неточности. Мне не столько здесь важны детали, сколько принцип, отличающий Баха от всех прочих великих композиторов.

Однажды Бах посетил Потсдам, и Фридрих Великий, узнав об этом, пригласил его к себе во дворец, чтобы похвастаться своими роялями. А рояль в то время только что изобрели, это был очень редкий и дорогой инструмент, а у Фридриха их была целая коллекция. Бах пришёл, поиграл на одном, на другом, восхитился звучанием, и тут Фридрих подошёл к роялю и изобразил на нём одним пальцем мелодию

которая с тех пор гордо называется Королевской темой.

Бах восхитился гениальной музыкой и тут же на глазах изумлённой публики сымпровизировал на том же рояле трёхголосный ричеркар. Тут я позволю себе небольшое пояснение. Ричеркар (ricercar) по-итальянски значит исследование. Другие названия того же самого — канон и фуга. Это сорт интеллектуальной музыки, построенной по следующему принципу. Берётся определённая мелодия и проигрывается одним пальцем. Через несколько тактов она вступает вторым голосом, несколько выше или ниже первого. При этом исходные мелодии немного изменяются, чтобы в принципе они остались узнаваемыми, но не создавали диссонансов. В результате второй голос аккомпанирует первому, а первый — второму. Сделать это не так уж просто, но в принципе хороший композитор это может. Теперь через несколько тактов добавим сюда ещё одну копию той же мелодии, но уже в третьей тональности, и сделаем так, чтобы каждые два голоса работали аккомпанементом третьему. Вот это сделать уже очень сложно. Хороший композитор потратит на такую работу долгое время без гарантии результата. Так вот, Бах сделал это без раздумий легко и непринуждённо, да ещё и не со специально подобранной мелодией, а с творением Фридриха Великого, который был велик во многом, но только не в сочинении музыки. Вот что у него получилось:

С этим Бах отбыл домой, а через некоторое время прислал королю подхалимское письмо. Право же, оно стоит того, чтобы быть приведённым полностью.

Всемилостивейший Государь,

В глубочайшем смирении я осмеливаюсь посвятить Вашему Величеству музыкальное приношение, наилучшая часть коего создана Августейшей рукой Вашего Величества. С благоговейным и счастливым трепетом я вспоминаю особую королевскую милость, когда, во время моего визита в Потсдам, Ваше Величество собственной персоной снизошли до того, чтобы сыграть на клавире тему для фуги, и тогда же всемилостивейше поручили мне развить эту тему в присутствии Вашего Августейшего Величества. Со смирением повиновался я тогда высочайшему повелению. Однако, очень скоро я заметил, что за недостатком специальной подготовки я был не в состоянии выполнить это задание так, как того требовала сия превосходная тема. Засим я решился и с готовностию посвятил себя работе над более полным развитием прекрасной Королевской темы с тем, чтобы сделать её известной всему миру. По мере своих сил я исполнил это решение, движимый желанием прославить хотя бы в ничтожной степени Монарха, чьё величие и могущество как в науках военных и мирных, так и в музыке, достойно восхищения и преклонения каждого. Осмелюсь смиренно просить Ваше Величество снизойти до принятия моего скромного труда и продолжить дарить Августейшую милость

Его покорнейшему
и смиреннейшему слуге
автору.

Лейпциг. 7 июля 1747

К письму были приложены ноты, озаглавленные

  Regis Iussu Cantio Et Reliqua Canonica Arte Resoluta

что по-итальянски значит по повелению Короля мелодия и дополнения разрешены каноническим искусством. Первые буквы слов, как и следовало ожидать, составляют слово RICERCAR. А ноты содержали шестиголосный ричеркар!

Вот он:

Стоит ли говорить, что ни до Баха, ни после него вплоть до сегодняшнего дня никто не смог даже приблизиться к такому результату? Даже исполнить его без компьютера весьма трудно.

Можно, конечно, спорить, подойдёт ли эта музыка для танцевальной вечеринки, можно ли наслаждаться ею на досуге и вообще есть ли в ней душа или один только чистый и могучий ratio :) но нет сомнения, что это величайшее достижение в своей области. И лично мне кажется, что ни один человек никогда не сможет его превзойти.

Думаю однако, что со временем машина сможет это сделать. При этом то, что она создаст, ни один человек понять не сможет. Ведь уже при шести голосах услышать и понять детали построения этого опуса без специального образования и абсолютного слуха невозможно, а что говорить, если их будет больше?..

Что тут скажешь? Такой вот Бах. Гениальный Бах.

Last modified 2021-01-13

--> в самое начало