Смешно, но многие думают, что M. C. Escher — McEcher, что-то вроде “МакЛауда из клана МакЛаудов”. А на самом деле Эшер не имеет никакого отношения к Шотландии. Он учился в том же университете, где несколько раньше учился Иероним Босх. Люблю странные совпадения. |
Официальный сайт Эшера содержит почти всё, что он создал в хронологическом порядке. Я здесь помещаю работы, которые нравятся лично мне, по темам с небольшими комментариями. Конечно, о темах можно говорить только условно. Всегда находятся “гибриды”, которые можно отнести к разным темам. К тому же, чем больше смотришь на эти изображения, тем всё больше тем (извините за каламбур) различаешь. Перечислю некоторые.
1. Всякие поиски. К ним я отношу его ранние работы, в которых интересного мало.
2. Автопортрет. Совершенно
нетривиальный взгляд на себя и на мир. Самый
классный “Hand with Reflecting Sphere” 1935.
В шаре отражается автор и его комната, которая на
самом деле — весь мир, потому что шар отражает
всё. Кто ещё мог бы изобразить такой
автопортрет? Разве что Бах, но, кажется, он не умел
рисовать.
3. Развитие. Мне нравятся многие,
например, “Sky and Water II” 1938.
Тёмный фон рыб превращается в птиц; светлый фон
птиц превращается в рыб. Или это рыбы
превращаются в птиц? На самом деле это мёртвый
воздух превращается в живых рыб. При этом воздух
борется с водой и т.п. Дарвинизм в некотором роде.
Кстати, надо было бы спросить у Фрейда, чего это
Эшер так любил рыб?..
4. Освобождение. Например, “Liberation” 1955.
Птицы выходят из плоскости и улетают. Похоже на
развитие, но только идея всё же другая.
5. Фрактал, например, две гравюры 1939
года, называемые “Development II”.
Это развитие и фрактал одновременно. Хотя,
конечно, фрактал по своей сути предполагает
развитие, потому что невозможно изобразить
бесконечность. Самым красивым фракталом, на мой
взгляд, является “Snakes” 1969.
Это изображение, но только чёрно-белое, иногда
украшает мой рабочий стол.
И обратите внимание: эти изображения созданы не какой-нибудь программой, которая дублирует, поворачивает и масштабирует. Они вырезаны ножичком на деревяшке. При этом каждый цвет — это отдельная деревяшка, которая должна подходить ко всем остальным. Вот уж действительно постарался человек для меня. Прямо-таки шестиголосный ричеркар.
6. Заполнение плоскости. Этому посвящён раздел “Symmetry” на официальном сайте. Тема явно интересовала Эшера, но более тут отметить ничего не могу, разве что порекомендовать эти картинки для размещения на рабочем столе. Вот и фоном этой страницы являются эшеровские жуки:
Сюда же
отношу членение пространства вроде “Depth 1955”.
7. Математика. Примеров много. Мне
нравится “Moebius Strip II” 1963.
У листа Мёбиуса только одна поверхность, так что
муравей может посетить любую точку, не
преодолевая края листа. Свойства листа Мёбиуса
вообще очень волновали Эшера. На “Horseman” 1946
всадники тоже скачут по нему. Туда же относятся
разные многогранники. Примеров приводить не
буду, нет смысла. Если бы Эшер не создал ничего
другого, эти работы были бы откровением, а так они
теряются среди других его блестящих идей.
8. Невозможные изображения. Самое
известное — “Waterfall” 1961.
Вода падает и крутит водяную мельницу, а потом
течёт обратно и непонятным образом возвращается
снова к водопаду. Это просто шутка с отображением
трёхмерного пространства на плоскость. “Мы, граф, всем тут сказали, что
материализация состоялась. Многие верят”.
Некоторые пробуют создать что-то подобное, но получается та же история, что с моим чёрными квадратом...
9. Отражения. “Puddle” 1952.
Три мира одновременно. Мне нравится.
10. Автореференция. Самой
концептуальной, на мой взгляд, работой этой серии
является “Drawing Hands” 1948.
Две руки рисуют, причём в их мире ни одна из рук не
может существовать без другой. Однако, мы всегда
можем выйти за пределы этого мира и представить
себе руку Эшера, рисующего их обеих. А вот им это
сделать не удастся. Мы тоже строим свой мир, и он
строит нас, и мы всегда ограничены своим
восприятием, как рисующие руки двумерной
плоскостью.
С этой гравюрой у меня связана история. Одно время она украшала мой рабочий стол. Кто-то зашёл, взглянул и говорит: “Слушай, как здорово тебе. Сами всё пишут”. Мечта писателя и программиста.
Ещё мимо одной работы с автореференцией пройти
точно нельзя. Это “Print Gallery” 1956.
Человек смотрит на картину. На ней изображён
город. Набережная нарисованного города ведёт ко
входу в нарисованную картинную галерею, в
которой висит “дважды
нарисованная” картина, на
которую смотрит тот же самый человек, но только
он уже нарисованный. В центре изображения
находится пятно с плохо читающимся автографом
Эшера. В этой точке сходятся все бесконечно
повторённые миры. Что там — невозможно
представить. Сингулярность, как в центре чёрной
дыры.
Надо признать, что мышление Эшера абсолютно неординарно. И самое удивительное в том, что сам он, по-моему, просто рисовал прикольные картинки, не думая ни о каких ассоциациях. По крайней мере, его собственные комментарии вряд ли стоят того, чтобы их читать. Да и на официальном сайте M.C.Esher Foundation нет абсолютно никаких мыслей. Вот это по-настоящему странно...
Не могу не отметить, что 90% описанных идей не мои. Они взяты из разных книжек. Однако, “дзюдо я любил ещё до”. Купил на Озоне его альбом. Почитал. Потом полез в Интернет ещё за Эшером и неожиданно набрёл на книгу Дагласа Хофштадтера “ГЭБ. Гёдель, Эшер, Бах. Эта бесконечная гирлянда”. Многие из идей оттуда. Давно я не читал такой классной книги. Всем рекомендую, но осторожно, сначала посмотрите, что я написал о ней на странице “Мои книги”.
Last modified 2018-11-08 |