| Слово “современное” я поставил в кавычки, потому что с действительно современным состоянием дел в этой области я совсем не знаком. Пикассо — это современное или уже классика? Даже не знаю. Хочу сказать совсем о другом. |
Я люблю фильм про принца Флоризеля, снятый по повести Стивенсона. Авторы фильма добавили от себя эпизод, когда группа негодяев должна опознать своего коллегу-негодяя по портрету. Загвоздка в том, что автор единственного доступного портрета работает в стиле кубизма. Однако, он настоящий талант: все присутствующие немедленно узнают искомого Председателя, да ещё как! Негодяй со сломанным позвоночником в ужасе вскакивает из инвалидного кресла и порывается бежать куда глаза глядят :) Весь фильм полон иронии, и этот эпизод один из самых удачных в этом смысле.
Но возникает вопрос: а насколько это могло бы случиться на самом деле? Можно
ли узнать человека по портрету художника, далёкого от реализма? Вот судите сами.
Это портрет Амбруаза Воллара работы Пикассо-кубиста из коллекции ГМИИ им.
Пушкина:

А вот портрет того же человека, исполненный в фирменной лёгкой манере
Пикассо:

А это работа Пикассо-реалиста:

Ведь действительно похож “кубический” Воллар на “реалистического”. Поразительно, но факт!
Ну и ещё для сравнения.
Сезанн

Этот Воллар лет на 15-20 моложе, но всё равно видно, что это он.
Ренуар

Forain

Valtat

Рауль Дюфи, 1930

Пьер Боннар изобразил Воллара дважды, в 1904 году и в 1924, и оба раза с
кошкой. Мало какие работы Боннара обходились без кошечек и собачеков:


Амбруаз Воллар оставил огромный след в искусстве. Достаточно отметить, что он
первым устроил выставку Пикассо ещё в 1901 году.
Ничего удивительного, что Воллара убило искусство. По преданию, его автомобиль
попал в аварию, и расположенная на заднем сиденье бронзовая тётка работы
Аристида Майоля сиськой проломила Воллару голову... Не уверен в правдивости этой
истории, но по справедливости так и должно было бы случиться.
![]()
Я не против реализма, но смотреть реалистические творения неинтересно. В конце концов любой, у кого есть фотокамера, может сделать даже более реалистическое изображение, чем те, что продаются на Арбате. (Я не имею в виду итальянцев и фламандцев -надцатого века. Они — особый случай.) Но иногда даже и на Арбате встречаются картины, в которых видна индивидуальность художника. И тогда становится интересно. Это относится не только к живописи, но и ко всему остальному. Интересно смотреть фестиваль “Нашествие”. Там все исполнители разные. А MTV не интересно: они там все как один, как в армии.
Поэтому хожу иногда в Парк современной скульптуры. Конечно, визитная карточка Парка — Железный Феликс, но это для туристов. А для меня вот что.

Собирающий камни, О.Н. Гаркушенко, 1995

Альберт Эйнштейн и Нильс Бор. Сидят себе, покуривают. А ещё это —
кресло для двоих.

Это немного похоже на то, что на Арбате — мне так
кажется, — но всё-таки что-то тут есть.
А эта девушка — двоюродная сестрёнка предыдущей:

А вот ещё какая классная хреновина:
анфас

и в профиль

и в виде звезды Давида

Ну и так далее... Сходите, если ещё не.
| Last modified 2025-11-07 |