Приключения лаборанта

Давным-давно я начинал свою карьеру с должности старшего лаборанта кафедры дифференциальных уравнений Московского авиационного института. Если кто не знает, старший лаборант — это наименьшая должность на кафедре, мельче просто некуда. И там был странный обычай звать всех, включая самых салаг, раз в неделю на заседания кафедры, где решались всякие интересные и важные вопросы. Ну там, к примеру, доцента избрать на должность или ещё что-нибудь такое :)))

И вот однажды на кафедру по распределению пришли два аспиранта с мехмата МГУ. Я помню их имена, но не буду упоминать по некоторым причинам. По этому поводу было созвано заседание кафедры, на котором они рассказывали о своей научной работе. Не помню уже, кто из них кто, да это и не столь важно. В общем один рассказал что-то о сходимости итерационных процессов, всем было всё с ним ясно, ему задали пару вопросов для порядка и отпустили с миром.

И тут стал выступать второй. За давностью лет я не помню конкретно его речь, поэтому изложу её "по ощущениям".

Так вот, он сразу заявил, что темой его диссертации является классификация всех аналитических функций. Оказывается, все такие функции могут быть разделены на непересекающиеся классы. Критерием такого разделения является их какое-то отношение к группам дифференциальных операторов, о которых никто из присутствовавших никогда не слышал. Если соотнести собственные числа этих неслыханных дифференциальных операторов в бесконечномерном гильбертовом пространстве к бесконечным последовательностям производных всего бесконечного множества аналитических функций, то мы легко получим это самое множество классов, построение которого и является основным, но далеко не единственным, элементом научной новизны представленной работы!

А аудитории повисла напряжённая тишина... никто, даже самые продвинутые математики, не понял ровным счётом ничего... Надо было срочно спасать репутацию кафедры. Доценты молчали. Тогда я собрал в кулак всю свою волю и спросил:

— А сколько же таких классов получается?

Докладчик лучезарно улыбнулся и ответил:

— Конечно же континуум. И классы легко пронумеровать действительными числами из диапазона (-1...1).

По залу пробежало оживление. Народ услышал знакомые слова. Вопросы посыпались один за другим.

— Ну, а тригонометрические функции к какому классу относятся?

— А тригонометрические функции относятся к классу 0.

— А экспонента?

— И экспонента относится к классу 0!

— А полиномы Чебышёва?

— К классу 0!

— А Гамма-функция?

— Товарищи, — ответил докладчик (тогда все ещё были товарищами), — все функции, которые вы можете назвать, относятся к классу 0!

Вот тут уж совсем тихо стало... как же так? Классов континуум, а всё за что ни схватись с неизбежностью попадает в класс 0? Кафедру спас от позора заведующий профессор Семёнов. Он сказал:

— А не могли бы вы всё-таки построить нам пример функции, относящейся к какому-нибудь другому классу?

— К сожалению, нет, — ответил докладчик, — я в своей диссертации только показал существование таких функций, а чтобы построить пример... нет, мне пока это не удалось...

Аудитория разразилась одновременно хохотом и аплодисментами.

 

А вы говорите, математика суха. Очень даже влажна для тех, кто понимает :)))

Last modified 2018-11-08

--> в самое начало